top of page

Простые судьбы непростого времени

Когда я вижу в книге названия пражских улиц, я листаю ее с наслаждением. Но это личное.

Во всяком случае, роман Жан-Мишеля Генассия "Удивительная жизнь Эрнесто Че" полезно прочитать не поэтому.

Столкнувшись уже с тем, что знают и чего не знают мои интеллектуалы, на всякий случай поясню: Эрнесто Че - это Че Гевара, великий аргентинский коммунист, врач по образованию, команданте Кубинской революции, погибший в Боливии. Его надо знать, он есть в романе, но книга не о нем. Герой книги - Йозеф Каплан, почти что Йозеф К. Снова прерываюсь и поясняю: Йозеф К. - герой романов Франца Кафки, прожившего всю жизнь в Праге и умершего в 1924 году, но предсказавшего весь ужас 20 века, с его тоталитарными режимами и чувством бессилия человека перед бездушным абсурдом мира, государства, власти. Кафку тоже нужно знать.

(Сразу чувствуется, что пишу пост после тренировки и очень зла)

Йозеф Каплан живет в Праге, он врач, как и Эрнесто, он родился в 1910 году и в 2010 еще жив, наконец, он еврей. Перед его глазами проходят фактически все потрясения 20 века, и это не история глазами великого человека великой страны, а история одного из множества людей провинциальной Чехии (Австро-Венгрии, Чехословакии).

Пражские врачи первой половины века иногда ездили в Париж для получения более серьезного образования. Это типично. Там, в Париже, они танцевали танго, увлекались коммунистическими идеями, очаровывали женщин и страшно много работали. Всё это, кроме обучения в Париже, нам довольно неплохо знакомо. Разве что вместо танго мы танцуем... ээээ... ну тут вам виднее, как называется то, что мы танцуем сегодня. Во всяком случае, говоря о незначительных расхождениях наших нынешних жизней с жизнью доктора Каплана, нетрудно сделать поправку на его профессию, время и на Европу.

Совершенно нормальным (хотя и более редким) было то, что после обучения в Париже герой выбирает в качестве места продолжения своей карьеры Институт Пастера в Алжире. Но алжир в ту пору - французская колония. Институт Пастера - интересное место, а Европа заражена нацизмом. Алжир - это место и спасения, и - наверное, это даже важнее - любви.

Странно ли, что после окончания войны герой возвращается снова в Прагу? На мой взгляд, вовсе нет. И история его семьи в годы установления социалистического режима в Чехословакии, и неистребимая вера в коммунистические идеи, и - мимоходом - упоминания о любимом чешском кино времен "новой волны" выглядят не просто убедительно, а совершенно естественными. И в то же время - по-настоящему захватывающими.

Эрнесто Че, действительно, появляется. Ближе к середине (или даже чуть за серединой) романа на несколько десятков увлекательных страниц, чтобы затем исчезнуть и дать читателю почувствовать две вещи. Во-первых, не так уж и удивительна его жизнь по сравнению с жизнями центральных персонажей. Во-вторых, возможно, весь этот революционный героизм только кажется чем-то фантастическим, а на самом деле он так же естествен, как и жизнь Йозефа Каплана и его семьи.

Есть еще и третья мысль, которая стучит в мозгу по прочтении истории Эрнесто. Эта мысль касается любви. И на последних страницах романа к этой истории добавляются еще несколько небольших, но крайне выразительных штрихов. И что же? Мы снова возвращаемся от любви - к эпохе.

Намечая пунктиром этапы жизни героя, я не пересказываю содержания романа, а лишь намечаю некоторые проблемы. Так что не волнуйтесь, здесь нет спойлера.

Удивительная жизнь. Удивительные взгляды и их неизменность при внешней изменяемости. Всё очень просто. История незнаменитых людей, очень частная, тихая, в меру политизированная. И оказывается, что она совершенно неразрывно связана со временем, в котором разворачивается. А время это - двадцатый век. Тревожный, драматичный, любимый. Когда-нибудь я тоже буду жить в Праге. Может быть.

Featured Posts
Recent Posts
Archive
Search By Tags
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square
bottom of page