top of page

Памяти чешского кинорежиссера


Мы проживаем наши жизни быстро, наивно расплескиваем всё до капли, словно в руках у нас бокал вина. Но скоротечность жизни не есть самое грустное в ней. Самое грустное, что ценить ее, дорожить каждым мгновением мы начинаем слишком поздно. Только тогда, когда многое уже осталось позади, тогда, когда, может быть, и хотелось бы, но ничего уже не изменить. В тот момент, когда юношеская спесивость и максимализм, ровно, как и отсутствие седины на макушке и висках, остаются позади.

Не стало ещё одного гения. К моему великому сожалению, я узнал об этом лишь спустя две недели, но это нисколько не уменьшило моей глубокой печали. 13 апреля 2018 года на 87-м году жизни в США умер великий режиссёр, сценарист, лауреат премии «Оскар» за лучшую режиссерскую работу, премий «Золотой глобус», «Сезар» и «Золотой медведь». За роль в одном из самых известных его фильмов ещё молодой Джек Николсон получил свой первый «Оскар». Думаю, что все уже догадались, о ком я говорю.

Речь пойдёт о замечательном кинорежиссере Милоше Формане. Моё знакомство с этим чешско-американским гением началось с самой известной его работы - «Пролетая над гнездом кукушки» (1975 г.). Были такие школьные каникулы, когда весь день не знаешь чем себя занять, бродишь по городу то с друзьями, то без, а, вернувшись домой, ложишься и допоздна смотришь телевизор. И вот в один из таких вечеров я тупо переключал каналы и тут наткнулся на «Первый», где глубокой ночью шла эта картина. Я хотел спать, невообразимо сильно хотел спать, но фильм Формана держал меня, будто прикованного, у голубого экрана. Я был поражён фильмом. Игра актёров, сюжет, атмосфера – всё держало в напряжении и чувства, и разум. Тот самый случай, когда все внешние факторы, усталость и окружающий мир пропадают ровно до того момента, когда на экране покажутся титры.

Узнал о том, что гения не стало в эту субботу. Я был просто поражён этой дошедшей до меня с опозданием новостью. Когда вернулся домой, то решил непременно посмотреть одиниз фильмов Формана. Мой выбор пал на его картину «Амадей» (1984 г.).

«Амадей» мне понравился не меньше, чем «Пролетая над гнездом кукушки». В нем есть всё: заговор, проблема веры, замечательная, бессмертная музыка, конфликт гения с обществом и его правилами, которые сдерживают гениальность. Многого говорить об этом фильме я не стану – его нужно смотреть, если вы ещё его не посмотрели. И как раз в «Амадее», мне кажется, есть столь характерное для Формана упоение жизнью, которое делает ощущение горечи от его ухода таким острым.

Как итог, хотел бы сказать: берегите себя, цените каждое мгновение своих жизней, дышите радостно, даже когда тяжело. Никто не знает, что там, за гранью – об этом ходят только глупые слухи, поэтому живите здесь и сейчас и будьте счастливы. Всем хорошего дня, утра или вечера и замечательных всем майских праздников.

Featured Posts
Recent Posts
Archive
Search By Tags
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square
bottom of page