Прощение как этическая категория. Часть I. Христианское вероучение и психология
Как часто в нашей жизни нам приходится задаваться вопросами «Как простить?», «Можно ли за такое простить?», «Почему прощение так тяжело дается?». Ответы на эти и подобные вопросы можно обнаружить в христианстве, поскольку прощение – это одно из основополагающих понятий христианской этики, базирующееся на таких фундаментальной ценностях христианства, как смирение и любовь к ближнему. «Нет на земле такой мудрости, которая могла бы навести порядок и установить мир между людьми без помощи прощения. И нет такой школы и такого воспитания, которые могли бы сделать людей великодушными и благородными без упражнения в прощении», - писал Николай Сербский.
Простить не значит забыть грех, но значит принять человека в любви Божьей. Дело в том, что мир, в котором мы живем, переполнен несовершенными людьми, ангелов среди нас нет. Но каждый христианин надеется на прощение Бога не потому, что заслужил его, а потому, что Бог милосерден. Значит, и люди должны прощать друг друга просто потому, что стремятся быть добрыми друг к другу, не задаваясь вопросом о том, насколько другой заслуживает прощения. Об этом говорил, например, Антоний Сурожский: «Мы не прощали бы в надежде, что человек переменился, а прощали бы для того, чтобы, окутанный поддержкой и укрепленный любовью, он мог перемениться, если Бог даст. Мы его приняли бы не потому, что он унизился перед нами, а просто потому, что он к нам пришел, проявил это смирение и доверие» .
Но искренне простить другого довольно сложно, потому что мы постоянно атакуемы различными факторами, которые провоцируют непрощение. А для того чтобы двигаться дальше, согласно христианскому вероучению, важно освободиться от обид. «Пожелав освободиться от прошлого, мы должны решиться простить, даже если не представляем, как это сделать, ведь прощение — это отказ от мучительных переживаний, прощание с ними. Неспособность простить буквальным образом разрушает в нас что-то» - писал Игнатий Брянчанинов.
Проблема прощения рассматривалась не только богословами, но и психологами. Так, например, В. Франкл был убежден, что в страдании и прощении человек может находить личностный смысл. Именно на это положение опираются в своих работах по преодолению обиды многие современные психологи и психотерапевты (Р. Уолш, Б. Якобсен, Р. Энрайт, Э. Гассин). Э. Фромм понимал прощение как исцеление, где может помочь любовь, а не принятие наказания. К. Изард обратил внимание и на роль обидчика в процессе прощения. Он подчеркивал роль осознания и переживания вины, которая запускает процесс раскаяния и осознания необходимости просьбы прощения. Согласно Дж. Пэттону, прощение является не просто каким-либо действием, а процессом открытия, в результате которого человек понимает, что он мало отличается от тех людей, кто обидел его. Другими словами, человек пытается поставить себя на место обидчика и понимает, что сам может совершить такие же ошибки. Когда мы не можем простить человека, мы копим внутри себя негатив, который разрушает нас изнутри. Мы перестаем доверять миру, и, в конечном счете, теряем смысл жизни. Получается, что буквально одно непрощение может привести нас к быстро приближающемуся концу нашей жизни. Психологи утверждают, что без прощения у человека остается незакрытым гештальт, и это является источником страданий. Именно такие негативные моменты прекращают наше движение вперед.
Мы видим, что в христианском вероучении и современной психологии есть множество точек соприкосновения в понимании значения прощения. И богословы, и психологи говорят о том, что нельзя двигаться дальше, если не простишь человека, и что ответственность в прощении возлагается на того, против кого совершили зло. Именно в прощении человек растет над собой, учится проявлять милосердие и обретает важнейшие жизненные смыслы, скрытые от тех, кто к прощению не способен. Поэтому учить прощать следует с раннего возраста. Без этого невозможно становление взрослой, духовно зрелой личности. Прощением и любовью преодолеваются человеческие распри.
댓글