Мрачная дорога к прекрасному
Очередная пятница в СНО, собрание умных людей. Осознание собственной никчёмности... И вот настало время собираться и идти домой. Я брёл в сторону своего жилища по прохладному вечернему городу, который как нельзя лучше соответствовал моему настроению, а влажная давящая мерзость погоды дополнительно вторила ему. У меня было ощущение, что я бесполезен чуть более, чем полностью, а бездонное чёрное небо, укутанное во влажный туман, отражало всю мрачность моих мыслей. Я пришёл домой, раздражённо хлопнул входной дверью, кинул на пол свою объёмистую сумку, стряхнул мелкие капли с влажной ткани плаща и пошёл в душ. Голова гудела, будто металлический гигант-город, скованный автомобильными пробками по рукам и ногам, мысли роились и, казалось, что вот-вот они разорвут голову в клочья. Я сунул голову под кран в ожидании, когда выражение «холодная голова» примет буквальный смысл. Наконец, я облегчённо выдохнул, штора взвизгнула, а грязь тела и дурные мысли были унесены потоком воды в тёмные заржавевшие пещеры городского водопровода. Поставив чайник, я принялся судорожно перелистывать свой драгоценный блокнотик, пытаясь найти что-то такое, что дало бы новый толчок моим мыслям. Так хотелось сделать что-нибудь полезное. И тут меня осенило. Эврика! Я могу написать статью в наш блог, ведь писать-то я умею. А о чём, точнее о ком, если не о моём любимом писателе, я могу написать? Решено: героем моего поста станет Говард Филлипс Лавкрафт.
Говард Лавкрафт родился 20 августа 1890 в Провиденсе, штат Род-Айленд. Мальчик был единственным ребёнком в семье, а его отец умер, когда Говарду исполнилось восемь. На его дальнейшую жизнь повлияли два человека: его дедушка Уиппл Ван Бюррен Филлипс, который имел самую большую частную библиотеку в городе и Эдгар Аллан По, быстро ставший любимым автором Говарда. Несмотря на частые болезни, мальчик был вундеркиндом и уже в шесть лет писал стихи.
Писатель он потрясающий, уникальный настолько, что его произведения хочется рассматривать как особый поджанр ужасов. Я не читал произведений, которые так же сильно увлекали бы меня в глубину своих фантастических миров, внушали бы столько же тревоги и трепета, в конце концов, имели бы такие же необычайные повороты сюжета. У него есть культовые книги, которые, я, безусловно, рекомендую к прочтению всем. Это «Зов Ктулху», подаривший целую новую Вселенную, как жанру ужасов, так и массовой культуре; «Герберт Уэст–Реаниматор», книга, которая породила в мире научной фантастики такое явление как зомби, и вызвала в обществе бурю эмоций, от одобрения и восторга до презрения и ненависти; «Хребты безумия», которые хороши как сюжетом, так и неподдельной гнетущей атмосферой ужаса и напряжением, порой сменяющимся чувством полнейшей беспомощности и обречённости.
Но я собираюсь рассказать тебе, мой дорогой читатель, о двух небольших и потому менее известных его работах, которые ничуть не уступают другим его произведениям, а по силе напряжения на строчку, как раз в виду крошечного объёма этих произведений, и вовсе их обгоняют. Это «Музыка Эриха Цанна» и «Возвращение к предкам».
«Я очень тщательно изучил карты города, но улицы Д`Осей нигде не нашёл. Стыдно в этом признаваться, но, несмотря на все усилия, я так и не нашёл ни дом, ни улицу, ни даже часть города, где, будучи нищим студентом-философом, в последние месяцы своего обучения в местном университете я слушал музыку Эриха Цанна» - так начинается увлекательная десятистраничная история мастера ужасов Говарда Лавкрафта. Читатель погружается в мистическую атмосферу, окружающую саму эту улицу и немого старика-немца. Несмотря на гнетущий и загадочный характер произведения, так реалистично чувствуется эта потусторонняя, наполненная красотой и тревогой музыка седовласого виртуоза. И когда напряжение повествования достигает, кажется, своего предела, оно резко обрывается, оставляя читателя неудовлетворённым от того, что история не продолжается более. Вообще для Лавкрафта характерно такое начало произведения. Оно спокойное и мягкое, будто шёпот листьев у берега безмятежного озера, Но в этом спокойствии скрывается нечто незримое, атмосфера повествования начинает бурлить, как бурлят в небе перед грозой бесформенные чёрные облака, напряжение нарастает, обстановка накаляется всё сильнее и сильнее - и всё внезапно обрывается. Автор любит оставлять читателя задыхающимся от нехватки продолжения, с этими вечными «хочу ещё» и «это невозможно!», повергая его в шок и заставляя вновь и вновь желать пережить эти эмоции. Порой мне кажется, что именно Лакрафт изобрёл этот прием, когда концовка фильмов и сериалов обрывается на пике саспенса и зритель не имеет никакого другого выбора, кроме как ждать продолжения, даже если его не будет – надолго остаётся закованным в цепи искусства.
Второе произведение – «Возвращение к предкам». Объём у него небольшой, всего около двадцати страниц, но помимо великолепно поданной истории, оно весьма занимательно и предоставляет пищу для размышления. Книга эта начинается так: «Когда мой кузен Амброз Перри отошёл от врачебной практики, он был ещё далеко не старым человеком. Практика в Бостоне приносила ему приличный доход, однако с ещё большим рвением он отдавался разработке собственных теорий. Они были его любимым детищем, и он не посвящал в них даже своих коллег, на которых привык смотреть свысока, как на людей недостаточно смелых, чтобы без предварительного разрешения затевать свои собственные эксперименты. И, вдруг, на самом гребне своей карьеры этот человек бросает всё, чтобы поселиться в одном из самых глухих уголков штата Вермонт» Не правда ли интригующее начало? Дальше – больше, но раскрывать все карты этой истории я не планирую. Оставлю краткую интригующую аннотацию и надежду на то, что светлые умы человечества действительно найдут нечто такое среди бесконечного множества загадок нашего тела: «Он занимался самогипнозом, чтобы вскрыть в себе память, хранящуюся на генетическом уровне, память, накопленную всеми предыдущими поколениями, начиная с самого зарождения человечества. В состоянии гипноза он окунался всё дальше и дальше в прошлое... Но однажды что-то пошло не так...»
P.S. Благодарю людей, прочитавших мою дебютную работу, и оставляю своё пожелание людям, заглянувшим в блог: Будь счастлив всяк, сюда входящий :-)